Севастопольское
региональное отделение
Главная » Новости » Холодный душ оздоровил бизнес

Холодный душ оздоровил бизнес

8.12.2016

В послании Федеральному Собранию 1 декабря президент вновь напомнил о том, что избыточный контроль не должен мешать инициативным и ответственным людям работать, чтобы российская экономика развивалась успешно. Каким был уходящий год для бизнеса? Чего он принес больше - потерь или надежд? Об этом в канун Нового года "РГ" беседует с президентом Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Алексеем Репиком.

Алексей Евгеньевич, какие тренды в этом году обозначились в развитии бизнеса, наиболее серьезно повлияли на ситуацию?

Алексей Репик: Год действительно был непростой. Во-первых, бизнес привык к кризису: мы перестали сидеть в ожидании того, что сейчас этот кошмар закончится и все будет так же, как было шесть-восемь лет назад. Сформировалась новая ситуация, внутри которой нужно засучить рукава и с присущей предпринимателям бодростью пойти и делать свое дело на совесть. Ну а если ты потерял хватку или отвык от подобного рода вызовов, придется уступать место тем, кто к ним готов, кто технологически сильнее и у кого сформированы соответствующие компетенции и команда. Основатель компании Sony Акио Морита после окончания Второй мировой войны говорил, что единственный актив Японии - это энергия и трудолюбие народа, то есть человеческий капитал. Ибо природные ресурсы в стране практически отсутствовали. У нас в стране с природными ресурсами всё очень хорошо. Но сейчас и мы понимаем, что главный ресурс ровно такой же - человеческий капитал. Вот примерно в этой логике, мне кажется, в 2016 году жила страна. И бизнес в том числе.

Какие события вы бы обозначили знаком "плюс", а какие - знаком "минус"?

Алексей Репик: Налицо положительная динамика, первые видимые успехи России во внешней политике по азиатскому вектору - и с Китаем, и со странами АСЕАН. И что меня волнует лично - с Японией, поскольку я возглавляю Российско-Японский деловой совет. Это уже не просто декларации, а набор конкретных проектов, долгосрочных, связанных друг с другом. Вдохновляет и то, что бизнес стал нужен на всех уровнях: и на федеральном, и на региональном. Правда, на федеральном уровне это не новелла. Президент каждый раз вбивал всем в голову, что нужно дать свободу бизнесу, предпринимательской инициативе, чтобы двигать вперед технологические решения. Но этот призыв сильно сдувался, добегая до регионов. Члены "Деловой России" не раз рассказывали про свои страдания на местах.

Этот год заставил всех сильно задуматься: кто будет создавать рабочие места, платить налоги, возвращать инвестиционную ситуацию в стране из зоны совсем красно-бордовой сначала в желтую, а потом, по возможности, и в зеленую? Я, например, в этом году испытывал значительно меньше сложностей в донесении позиций нашей организации до руководителей регионов. Они серьезно задумались, как стать более привлекательными для своих предпринимателей.

Какие тренды в этом году больше всего огорчали?

Алексей Репик: Больше всего обидно, когда что-то, что можно сделать быстро и к чему мы обязательно потом приходим, делается с опозданием. А когда сделано, уже, может, и не нужно. Мне кажется, в этом году и многие предприниматели, и страна в целом по-прежнему продолжали упускать шанс реализовать свои возможности быстро.

А что же мешало?

Алексей Репик: Например, национальная технологическая инициатива - очень правильная, но не новая идея. Мы долго пытались ее продвигать, но пока это не вышло на уровень президента, все проводили время в межведомственных совещаниях.

Потому что привыкли ждать одобрения первых лиц?

Алексей Репик: К сожалению, даже инициативы, обозначенные первыми лицами прямым текстом, доходят до реализации не так быстро, как могли бы. В России есть огромные возможности, а доверие общества президенту позволяет проводить быструю и четкую политику построения не просто конкурентоспособной, а лидирующей мировой экономики